У большинства млекопитающих один из органов чувств обычно развит заметно лучше, чем другие. У слонов это обоняние. В незнакомом месте се, даже почву перед собой. В высоких травах они с помощью поднятого хобота, безусловно, лучше улавливают запахи, чем животные, которые не могут поднять нос над травой. Своих сородичей слоны чуют на расстоянии до 5 км. Они опознают их, прежде чем увидят, по одному только присущему каждому слону индивидуальному запаху.
Слоны и слышат хорошо. «Изъясняются» они друг с другом при помощи множества звуков, иные из которых человек не способен даже услышать, другие же напоминают нижние тона органа.
Хороший слух слонов определяется не величиной ушных раковин. Большие уши предназначены для другого: слоны не потеют, и у них постоянно возникают проблемы с перегревом тела, вот тут-то и помогают большие уши. Даже незначительное повышение температуры может принести слону гибель. А между тем у слона, по сравнению с его массой, поверхность кожного покрова, через которую совершается теплообмен, относительно невелика. Для наглядности представим себе глубокую тарелку с горячим супом. Поверхность у нее небольшая, и проходит немало времени, прежде чем суп остынет. Если же зачерпнуть его ложкой, да еще подуть, то суп остынет быстрее: поверхность ложки по сравнению с объемом находящейся в ней жидкости больше, чем в тарелке. Увеличивает поверхность охлаждения и слон, растопыривая свои огромные уши, размер которых достигает шести квадратных метров. Перегретая кровь по тонким сосудам распределяется по всей поверхности ушей и быстрее охлаждается. К тому же слон обмахивается ушами, как веером. Вот почему у саванного слона, в местах обитания которого мало тени, уши больше, чем у слона, живущего в лесах. Глаза слона вовсе не так малы, как это кажется при сравнении их с его огромной головой и массивным телом, но все-таки меньше, чем, к примеру, у лошади. Зрение же у слонов довольно острое. При дрессировке они скоро начинают узнавать геометрические фигуры, цвета же предметов различают плоховато.