Есть такая шутка: «Пусть лошадь думает, у нее голова большая!» Если уж это зависит от величины головы, то думать должны, конечно же, слоны!
И в самом деле, считается, что у слона феноменальная память. («У него память, как у слона!»).
Однако если посмотреть на череп слона в разрезе, то видно, что мозг его по отношению к величине головы невелик. И все же он весит до 5,5 кг — это самый большой и тяжелый мозг из всех, какими обладают современные животные, живущие на земле. Величину черепа легко объяснить, если вспомнить, какие у него функции. К черепным костям прикреплены многочисленные мощные мускулы хобота и ушей. В задней части черепа большую площадь занимает затылочная связка, удерживающая голову и мускулы, с помощью которых голова поворачивается. Челюсти с тяжелыми зубами тоже требуют прочного «фундамента». Череп слона должен быть очень большим, чтобы выдержать всю эту нагрузку.
Несмотря на то, что мозг слона довольно мал по сравнению с черепом, он гораздо больше человеческого. Таким образом, если бы ум зависел от абсолютного веса мозга, слоны должны были бы быть умнее нас. Но это не так. Часть мозга слона постоянно занята тем, что принимает сообщения о состоянии его тела, отдает приказы мускулам и управляет деятельностью внутренних органов. Поэтому у крупных животных масса мозга должна быть больше, чем у мелких. Если же сопоставить массу мозга с массой тела, то у слона она в десять раз меньше, чем у человека. Если мозг больше по весу, это вовсе не означает, что обладающее им существо заведомо умнее того, у которого мозг легче. Величину мозга необходимо соотносить с величиной тела.
Человеческий разум трудно измерить. Еще труднее сравнивать ум животных, ведущих разный образ жизни. Так, например, слонам не нужны инстинкты тех животных, которым приходится сообща охотиться.
Поскольку слоны употребляют растительную пищу, им нет необходимости выслеживать, преследовать и пытаться перехитрить кого-то, чтобы добыть себе корм. Им, слонам, напротив, нужна хорошая память, особенно тогда, когда они бродят по обширной территории. Они должны помнить, где и в какое время года можно отыскать лучшую еду, где ближайший водоем. Они должны, к примеру, примечать те места, где стоит рыть ямы, чтобы добыть воду в сухие сезоны.
В неволе слоны многократно доказывали, что хорошо знакомых им ранее людей они узнают и после многолетней разлуки, что память у них действительно очень хорошая. Во многих экспериментах они демонстрировали исключительную памятливость. Одна слониха, например, безошибочно выбирала один нужный из двадцати похожих предметов, за что получала лакомство. Даже после многомесячной паузы в проведении этого опыта она делала правильный выбор. Другие животные, например крысы, умеют выбирать самое большее из восьми, свиньи — из тринадцати предметов.
Кроме того, известно, что слоны узнают мелодии, как это умеют делать только люди, и обладают абсолютной музыкальной памятью.
Хорошая память ведет к «возрастной мудрости». Например, старые, опытные слоны ведут свои стада в дальние походы, заранее зная, что в определенном месте они найдут больше пищи. На протяжении долгой жизни слоны усваивают полезные навыки, которые перенимают у сородичей. Этим они превосходят других животных, чья жизнь преимущественно регулируется инстинктами. Существа, которые многому могут научиться и реагируют на внешние раздражители не только инстинктивно, легче поддаются и приручению, поэтому слоны на протяжении многих веков использовались человеком в его хозяйственной деятельности. Наблюдая за работой прирученных слонов, приходишь к выводу, что они почти сознательно преследуют определенную цель, когда, к примеру, аккуратно укладывают бревна в штабель.
Если бы для измерения степени разума животных существовали определенные мерки, то слоны, безусловно, заняли бы одно из первых мест, хотя они, конечно, не так умны, как человекообразные обезьяны.