Что общего у акулы и реактивного самолета? Читайте дальше — и вы все узнаете.
Для начала приведем несколько важных сведений об акулах. Эти свирепые хищники выслеживают и пожирают других морских существ, включая и других акул. Акулы удивительно зубасты, челюсти их усеяны рядами заостренных зубов, и даже кожа состоит из преобразовавшихся (их называют плакоидными) зубов. И эти зубы добавляют им скорости — некоторые акулы, преследуя добычу, могут плавать со скоростью более 65 км/ч. Самая маленькая акула — черная колючая — длиной всего около 20 см. Самая большая акула — гигантская — может вырастать до 20 м, то есть она длиннее автобуса.
Большинство из 360 видов акул живут по принципу «движение — это жизнь». Если они перестают плавать, кислород не попадает в их тела. Эти акулы очень напоминают самолет с прямоточным воздушно-реактивным двигателем.
Самолет движется за счет реактивной струи газа, вырывающейся из сопла двигателя. (Представьте себе надувной шарик, из которого выпускают воздух и не удерживают в руках, — принцип действия тот же самый.)
В обычном реактивном двигателе воздух сжимается компрессором, а затем смешивается с реактивным топливом. Горячие газы вырываются из двигателя. А прямоточный воздушно-реактивный двигатель использует движение самолета: на высокой скорости воздух поступает в двигатель через отверстие в носовой части. Таким образом, сжатие воздуха происходит автоматически — компрессор уже не нужен.
Но давайте вернемся к акулам. Бесшумное скольжение акулы — это все то же плавание, а для него требуется много кислорода (как, например, при беге). Чтобы двигаться дальше, дыхательный аппарат акулы должен постоянно перерабатывать поступающий кислород, а кровь должна транспортировать кислород к мышцам и другим органам, нуждающимся в нем.
Акулы, как и другие рыбы, получают необходимый им кислород не из воздуха, а из воды. У них пять — семь (до десяти, в зависимости от вида) пар жаберных щелей, расположенных по бокам, перед грудными плавниками. Каждая жаберная щель внутренним краем выходит в глотку, а наружным — на поверхность тела.
Некоторые акулы, преследуя добычу, могут развивать скорость до 65 км/ч.
Вода попадает в приоткрытый рот акулы и течет через жабры, где из нее усваивается кислород, который затем попадает в кровь акулы. А отработанна вода выбрасывается в океан через жаберные щели.
У некоторых акул очень мускулистые жабры, что позволяет ритмично прокачивать через них воду. Акула накачивает себя кислородом даже во время спокойного отдыха на морском дне. Таким акулам не нужно постоянно плавать, чтобы выжить.
Но есть и акулы, способ дыхания которых очень напоминает принцип работы прямоточного воздушно-реактивного двигателя. Когда они плывут вода прокачивается через рот и жабры за счет их движения вперед.
Этим акулам (к ним относятся, например, большая белая и голубая акулы) приходится постоянно двигаться, чтобы в жабры непрерывно поступала богатая кислородом вода. Если они остановятся, то через какое-то время задохнутся.
Некоторые акулы используют комбинированные способы дыхания. Например, серая акула с прямоточного режима при движении переключается на мышечный насос, когда останавливается отдохнуть.
Для многих акул справедливы слова «плыви или утони». Поскольку тело таких акул плотнее воды, им приходится постоянно двигаться, чтобы оставаться на плаву. Если они остановятся, то медленно пойдут ко дну.
Впечатляют размеры этого подводного монстра — акулы. 20 метров длины! Охватывает оторопь, сколько она пожирает рыбы и прочей живности, чтобы поддерживать эту массу тела! Жаль ее жертв. Удивляет одно .Зачем Бог создает этих чудовищ? Ведь они наносят непоправимый урон фауне океанов и морей.